OpenERP на рекламном производстве

Итак, пришли к выводу, что есть необходимость внедрения ERP системы на нашем предприятии, чтобы все сотрудники работали в единой информационной базе, каждый заказ отслеживался от отдела продаж и до сдачи заказчику, и чтобы можно было оперативно контролировать работу любого звена. В то же время, выбор особо не велик, если не сказать, что его нет вообще — лично мне привычнее всего Microsoft Dynamics Nav, но при его цене внедрения около 3 000 000 рублей, позиционирование в качестве ERP для малого и среднего бизнеса выглядит как издевательство, ну для среднего ещё ладно, но не для малого (по количеству сотрудников), у SAP всё ещё грустнее. Впрочем у западных компаний вообще очень специфическое представление о доступности их продукта.

Если говорить про российские разработки, то возникает впечатление что или большинство продуктов написаны в 90-х годах и давно заброшены или же, что скорее всего, программы созданы программистами, которые очень далеки от управления предприятием и соответственно пишут исходя из какой-то, одной им ведомой логики (впрочем, надо сказать, что программисты всегда так пишут, если им дать волю или не дать конкретного задания). Правда есть такая программа, как Галактика-экспресс, но, честно говоря, западным системам она очень уступает, хотя, её я рассматриваю как запасной вариант.

Отдельно хочу сказать про 1С, конечно это не ERP , а всего лишь программная платформа, на базе которой, в теории, можно написать то что нужно, и это вариант соблазнительный, тем более кто-то предлагает даже отраслевые решения, но всё равно там много чего не хватает, и самое главное, в 1С основной объект, с которым работает программа — документ, это хорошо для бухгалтерии, но плохо для руководителя, так как графики производства и загруженности, эффективность персонала и прочее — для 1С из области фантастики, тут уж пиши не пиши — всё равно как на костылях.

В итоге на горизонте остались такие системы как OpenBravo и OpenERP, с первой, я, окровенно говоря, не разобрался, тем более информации по ней в России крайне мало, так что осталась OpenERP, надо сказать, что с OpenSource я вообще никогда не работал, так как все приложения обычно на windows и коммерческие, поэтому были некоторые сомнения, тем более, что информации по OpenERP в России мало, правда, не знаю как в старых версиях, но в 7 сами разработчики утверждают что всё стало на 60% лучше, быстрее и удобнее даже неподготовленному юзеру, что же, это действительно так, посмотрев на демо доступе систему я могу сказать — что первое впечатление очень и очень приятное, по функционалу она вполне на уровне Microsoft Dynamics Nav, правда логика немного иная, но это дело вкуса. В итоге, решено было остановиться на этой системе, но возник вопрос наличия специалистов — нам в принципе хватает функционала представленных модулей, но ведь их надо ещё установить на сервер и настроить, в связи с чем вопрос — есть ли тут специалисты, кто мог бы помочь с этим делом? Так как вроде это самый посещаемый (да и единственный, что греха таить) ресурс в рунете об OpenERP.

10 комментариев

avatar
Специалисты может и есть, но их нужно постараться, чтобы найти. Я за полгода поисков не смог даже найти специалиста на штатную должность OpenERP разработчика, в итоге ERP для наших целей пилили те, кто у меня делает сайты :)
avatar
Одно дело на штатную должность, другое дело — заключить договор с компанией-интегратором. Это всегда пожалуйста. Например у нас есть команда, мы занимаемся этим более 2х лет, но если бы нам написали «идите ко мне в штат», мы бы естественно не пошли :) А на договорной основе помочь можем.
avatar
В том то и дело, что есть интерес самому стать интегратором. Увы, в Украине спецов или нет или мало, а интерес к OpenERP у меня давний. Думаю, что с начала следующего года просто возьму одного-двух питон-программистов и буду их самостоятельно обучать. На данный момент мы почти переехали с Vtiger CRM в OpenERP (занимаемся ИТ-аутсорсингом и разработкой), но есть еще масса задач, решать которые хотелось бы с помощью единой системы.
Кстати, немного оффтоп. Хотел вам написать на G+, но лень было разибраться с чудным интерфейсом. Не планируете ли запустить форум в классическом виде, а то я смотрю, вы активно взялись сайт допиливать? ИМХО, списки рассылок и т.д. хоть и хороши, но OpenERP нужна популяризация, которую дает только ресурс, где могут задать вопросы потенциальные пользователи. Да и для координации специалистов он тоже сойдет (например, я сейчас активно занимаюсь переводом, т.к. то, что напереводили до этого — страх и ужас, т.к. или неверный перевод, или отсутствует адаптация (дословный перевод), или неверный контекст.
avatar
Насчет перевода мы тут в соседней ветке решили выложить его на github и улучшать путем отсылкой pull request'ов, так это получится нормальный управляемый, хорошо модерируемый и обсуждаемый перевод. Думаю есть смысл объединить усилия, а то каждый что-то сам переводит, в итоге будет тысяча версий и возможно все не полноценные. Умеете пользоваться GitHub наверно?

Насчет форума — пробовал как-то поставить на этот сайт, но потом отвлекся на что-то другое. Можно добить. А чем форум кстати лучше формата статья — комментарии? Ведь тут есть блог «Вопросы и ответы» куда можно писать вопрос в виде статьи, а отвечать можно в комментариях. Чем форум принципиально отличается?

В общем думаю можем найти точки сотрудничества и НУЖНО это делать, т.к. все от этого выиграют. А насчет программистов — мы например вообще PHP программистов взяли и быстренько их переучили под Python. Кого-то пришлось уволить, кто не смог переучиться, но некоторые на очень приличном уровне сейчас выполняют работу. Понятное дело что тех кто знает именно OpenERP можно пересчитать по пальцам. Но можно из сообразительных умов делать «огранку» и это приносит плоды ;)
avatar
Github умеем и даже пользуем ;) Хотя, на Розете тоже было удобно. По поводу перевода — основная проблема — это контекст. Одни и те же термины переводят по разному, а некоторые вообще неверно (опять таки в рамках контекста). Т.е. уже сейчас нужен какой-то мини-faq по используемой терминологии.
Что касается форума. Чем мне не нравится вариант блога с комментариями — он удобен, пока материалов не много, если много — трудно ориентироваться и искать информацию. В качестве примера могу привести текущий FAQ на openerp.com — проще задать новый вопрос, чем искать ответ. В принципе, мысль о том, что нужен структурированный форум и навела меня на ваш блог, а то форум бы уже появился :)
PHP-программистами я дорожу, т.к. они у меня не только сайтики делают. Тем более, Python-программиста сейчас нанять даже дешевле и планку можно поднять уже после минимального обучения (как я уже и сказал, тут можно бесконечно долго тренироваться на моих хотелках для сущестующей системы).
Еще раз извинюсь, что заоффтопили материал, но у меня (как и у многих других) сейчас нет понимания структуры русскоязычного сообщества. Такое ощущение, что на весь СНГ системой интересуются 30-40 человек, а с исчезновением форума на оффсайте — собрать их вместе нереально (хотя, у вас похоже получается, наконец).
avatar
Так в штат брать специалиста по OpenERP и нелогично, так как система автоматизации предприятия призвана сделать работу удобнее и эффективнее, а не расширять штат для её собственного обслуживания, её же внедряют не ради процесса.

А насчёт востребованности, то есть много факторов:
1. Информация — когда по системе мало информации или ресурсов где идёт общение (а некоторые сайты, судя по всему давно заброшены), то это создаёт неуверенность в том, что завтра мы не останемся с системой один на один, а стабильность в бизнесе важна, неважно опенсорс это или коммерческие решения.
2. Функционал — когда заказчик не знает что он хочет, в коммерческих проектах на помощь приходят консультанты (хотя, часто их помощь — то ещё счастье), в случае же с OpenERP, если предположить, что есть кому всё внедрять с технической точки зрения, то остаётся открытым вопрос — кто будет интегрировать бизнес-процессы с системой на предприятии, для этого кроме программистов нужен человек с управленческим опытом. Одним из важных требований является — быстрое внедрение без необходимости доработки напильником годами и шестимесячного обучения для сотрудников.
2.1. Опыт — этот пункт прямо следует из предыдущего — наличие на рынке успешно реализованных проектов, что свидетельствует о возможности применения системы в наших реалиях, а не в абстрактных условиях где-то там далеко-далеко. К тому же общение с теми, кто работает на этой системе — бесценный опыт изнутри, который опять же не даст компания-интегратор. Да и интегратор значительно продвинется вперёд, имея возможность мониторинга системы на практике.

При всём потенциале системы, сейчас всё зависит от того — смогут ли сдвинуть её с мёрвого места и реализовать несколько удачных проектов, если да, то дело пойдёт — ценовая ниша пуста, сложнее всего начать.
avatar
Специалистов мало — это факт.

Система малоизвестная — также факт.

Менее очевидный (но тоже факт) — сдвигать OpenERP с места в «общем виде» бесперспективно. Ниша есть (казалось бы), но проблема в том, что стоимость лицензий на коммерческие системы неуклонно снижается (и придет к нулю), зачастую уже сейчас лицензии как таковой нет, а есть аренда/подписка: а тогда для клиента нет разницы, какую систему внедрять. Только для коммерческой (и раскрученной) риски меньше, чем для — см. выше.

Специалисты есть (и у нас) — мы в бОльшей степени консультанты, ибо именно в консалтинге (постановке, анализе — как угодно/красивее можно назвать) в бОльшей степени зарыт успех и не успех проекта.
Обращайтесь, если сможем — поможем.
… Ниша есть (казалось бы), но проблема в том, что стоимость лицензий на коммерческие системы неуклонно снижается (и придет к нулю), зачастую уже сейчас лицензии как таковой нет, а есть аренда/подписка: а тогда для клиента нет разницы, какую систему внедрять. Только для коммерческой (и раскрученной) риски меньше, чем для — см. выше.
Выдерну фразу из контекста, да простит меня автор. Касаемо лицензий не очень соглашусь. Предложил я было в своей организации на опенерп вести учет договоров. Модуль собрал свой на коленке. Да, функционал на первых порах значительно ограничен, ибо времени заниматься только этим не так много. Ну и что? В итоге под давлением снизу купили 1С Документооборот. Да, функционал значительно шире, но… плюшек (проблем) хватает с головой. А по лицензиям и их стоимости — платить надо за каждое рабочее место, а стоимость лицензии на серверную часть просто удивляет. При этом завести 64-х разрядный сервер так и не получилось нормально. Документооборот начинает дико тормозить, работать невозможно (касается веб-клиента). Смена версии платформы на 8.3.3 помогла со скоростью, но на ней веб-клиент криво работает. Ответ 1С, откатывайтесь на 8.3.2 или ждите 8.3.4 (при том что 8.3.2 у них с сайта уже не скачать).
Так и сидим на 32-х разрядном сервере, а я с руководством чешу репу за что отдали 1С-никам деньги за 64-х разрядный сервер.

Прошу прощения за оффтоп, не удержался…
avatar
Я очень извиняюсь (за продолжение дискуссии не очень по теме) — текущая среднерыночная (в Европе) стоимость рабочего места = 1500 евро. Я имел в виду, что это снижается. У 1С, как известно, проблема в том, что они изначально недооценили свои лицензии, поэтому всеми силами стараются эту проблему решить (что подтверждается комментом выше).

Как конкуренту 1С приятно слышать про проблемы с 1С, но… идеальных систем нет (точно знаю).

Я-то писал про другое — если нужно платить за что-то (как это ни называй), то — какая разница? В случае OpenERP: стоимость раб.места (в случае, если мы поддерживаем их бизнес модель) = 35 евро в месяц = 35*12=420 евро в год, это существенно меньше, чем см. выше. Но (!) OpenERP в коробке — это куда как меньше, чем HansaWorld, о которой я писал. Поэтому цена OpenERP получается вполне рыночная. И тоже будет снижаться.

А (если вернуться к теме), то ниши-то и нет… А решение (как продвигать и позиционировать OpenERP) — есть. Но это — тема отдельного топика.
avatar
напишите этот топик ;) но почему-то мне кажется что наше видение и ваше — разное. Но это даже интереснее, совокупность идей лучше чем одинаковые идеи :)

Оставить комментарий